Василий Федоров-Манчаары

             В первой трети ХIХ в. в Якутии колониальный гнет небывало усилился. К 1828 г. размер ясака почти утроился по сравнению с 1768 г. Появились пять новых поборов, которые в сумме превысили размер ясака. Половина якутского народа не платила ясак, т.е. не наделялась земельными угодьями, поэтому не имела скота. Подводная повинность (перевозка грузов по Охотскому тракту) все время увеличивалась. Якутские тойоны расширили свои политические и правовые привилегии, усилился захват тойонами земли. На местах они стали почти неограниченными властителями, что привело к усилению социальной несправедливости. Все это вызывало чувство социального протеста. Наиболее ярким его выражением в условиях тогдашней Якутии было движение В. Федорова-Манчаары. Он в 1830-х г. стал настоящей грозой якутских тойонов-угнетателей. Со своими товарищами совершал смелые налеты на усадьбы тойонов. Манчаары был сыном своего времени: делил тойонов на "добрых", "хороших" и "плохих", "злых". Он с товарищами нападал только на "плохих" тойонов и баев, "хороших" не трогал. Отобранное у баев он в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. В результате этого его популярность в народе росла.

              Еще при жизни Манчаары о нем слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознес его в статус национального героя. И, действительно, у якутов нет более популярного, более любимого героя, чем Манчаары. Об этом свидетельствуют книги, составленные из народных преданий фольклористом И.Г. Березкиным "Манчаары норуот номо5ор" (1972) и "Сказы о Манчаары" (1993). Манчаары - первый известный поэт-импровизатор и олонхосут, произведения которого точно установлены. Он являлся хорошим певцом, хотя в народе его не называли поэтом-импровизатором. Но широко известны песни, спетые Манчаары и бережно сохраненные народными певцами. Их анализ показал, что Манчаары обладал большим талантом поэта-импровизатора, исполнявшего свои песни без предварительной подготовки. Основные темы его поэзии - любовь к родным местам, родине, вера в будущую справедливую, счастливую жизнь, протест против социального гнета. Песни Манчаары созданы в форме традиционной народной поэзии якутов с богатой анафорой, аллитерацией, устойчивыми эпитетами, пространными сравнениями, синтаксическими параллелизмами.

           По устным данным он был олонхосутом (исполнителем героического эпоса якутов). Исполнял олонхо "Кун Эрили", "Улдьаа Боотур", "Кыыс Дьурайа Куо", "Бэриэт Бэргэн", "О5о Ньургун", "Алаатыыр Ала Туйгун". Как поэта-импровизатора и выразителя социального протеста Манчаары, по нашему мнению, вполне можно сопоставить с казахским поэтом-импровизатором Махамбетом Утемисовым и башкирским Салаватом Юлаевым. Манчаары родился в июне 1805 г. в Нерюктяйском наслеге Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) улуса в зажиточной семье. Когда ему было девять лет умер отец. Семья быстро обеднела. Манчаары испытал и голод, холод, что такое социальная несправедливость, жестокость тойонов, особенно родственника В. Слободчикова-Чоочо, что послужило причиной его мятежных выступлений. Так, В. Слободчиков-Чоочо из-за незначительной провинности добился заключения Манчаары в тюрьму, затем отослал его на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. Манчаары арестовывали пять раз, четыре раза он совершал побег из тюрем и каторги. Как только возвращался, продолжал борьбу против тойонов. Только летом 1833 г. он совершил с товарищами 18 смелых налетов.

            Когда дело Манчаары дошло до Сената Российской империи, вместе с ним судили 47 человек. В 1847 г. суд приговорил его приковать цепью к стене якутской тюрьмы сроком на 10 лет, но только в 1859 г. сняли цепь и выслали Манчаары на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжегарский наслег Нюрбинского улуса). Там 6 ноября 1870 г. умер национальный герой и первый известный поэт-импровизатор Василий Федоров-Манчаары. 

            Новые архивные документы о Василии Манчаары

          Предания о Манчары (Василии Федорове) в настоящее время являются неотъемлемой частью устной летописи и фольклора якутов.Образ Манчары, человека незаурядного, мужественного, прошедшего трудный жизненный путь, полный приключений и мук, привлекал внимание не только сказителей и народных певцов, но и был источником вдохновения поэтов и писателей. О нем написали поэмы русские поэты М.Александров и Н.Борисовский. Первые якутские драматурги В.Никифоров и А.Софронов обращались в своем творчестве к его образу. В 20—40-х годах ХХ века местные краеведы М.Н.Тимофеев-Терешкин, А.С.Порядин и И.В.Березкин занимались сбором народных преданий о Манчары.

            С конца 30-х годов прошлого столетия краеведы, ученые начали изучение личности Манчары и его эпохи с привлечением архивных документов. В настоящее время в фондах Национального архива, по нашим подсчетам, всего выявлено 45 единиц хранения, в которых содержатся различные материалы о Манчары и его эпохе. Эти дела, в основном, выявлены из фондов Якутского окружного земского суда (Ф. 180 и.), Якутской городской управы (Ф. 165 и) и Якутского тюремного замка (205 и). Единичные дела обнаружены в фондах Якутской воеводской канцелярии (1 и), инородных управ — Дюпсюнской (36 и), Борогонской (31 и), Кангаласской (39 и), Мархинской (42 и). К сожалению, до сих пор не обнаружена метрическая запись о рождении Василия Федорова — Манчары. 1 апреля 2005 г. в Институте гуманитарных исследований проходила Республиканская научно-практическая конференция «Василий Манчаары — национальный герой якутского народа». Во время конференции к.ф.н. Поповым Г.В., ведущим научным сотрудником ИГИ и с.н.с. отдела информации Национального архива Корякиным П.И. были сделаны сообщения о новых находках из фондов Национального архива по родословной Василия Федорова-Манчары. 

Манчаары. Резьб по кости

Манчаары. Резьб по кости

 

              Эти сведения ими выявлены из фондов Якутской воеводской канцелярии (Поповым Г.: Ф. 1 и, оп. 1. Д. 120 и. Л. 41 (об). 42 и Якутского областного казначейства Корякиным П.: Ф. 349 и. Оп. 1. Д. 5985. Л. (2 об); Д. 6016. 991 (об) — 992).2 В фонде Якутской воеводской канцелярии имеется ревизская сказка ясашных якутов Нерюктейской волости Кангаласского улуса за 1895 г., где проходит Быттаны Ханчадаев 34 лет, имевший по старинному обычаю якутов двух жен. Первая его жена — Куннаныр, 34 лет; вторая жена — Монтоя Федорова, «взятая Кангаласского улуса наслегу князца Убакана Хабыкычина калымом». У них были дочери: Багыстыр (11 лет), Кутчугуйдур (4 лет), Чомчорэ (4 лет). Отца Быттаны звали Семен Борыс Ханчадай, он умер в 51-летнем возрасте в 1786 г. Его вдове Матрене Ивановой в 1895 г. было 53 года. Старшего сына Семена Борыс Ханчадая звали Багыры Ханчадаев. В 41 год он имел жену по имени Мелжай Уржаева, 53 лет. У них были сыновья: Манысыт (17 лет), Артамон (8 лет), Кэтэсит (6 лет), Толях (5 лет), дочери: Хотундур (14 лет), Кэдэя (11 лет). По ревизской сказке той же волости 1816 г. под № 13 проходит 9-летний мальчик Егор Быттанин. У него есть родственник — «Иитии оіото» (воспитанник), по крещению: Сергей, 22 лет. Брата Сергея зовут Яков, ему 17 лет. Егора Быттанина мать — Монтоя, 48 лет, его свойственница — Кунагныр, 58 лет (первая жена Быттаны Федора Ханчадаева). Жену Сергея звали Ирина, ей был 21 год. Родные сестры Егора: Федора 20 лет, Катерина 19 лет (Федора и Катерина — дети Кунагныр, первой жены Быттаны Ханчадаева, которого к 1816 г. не было в живых).

             По ревизской сказке Нерюктейского наслега Кангаласского улуса 1851 г. под № 13 проходит Егор Бытынин Василий Федоров Манчары, 43 (?) лет, содержащийся в Якутском остроге. У него была дочь Вера, 23 лет. Жена Варвара, когда он сидел в остроге, вышла замуж за якута Терентия Савина из Харанского наслега. На основе ревизских сказок 1795-го, 1816-го и 1851-го гг. Нерюктейского наслега Кангаласского улуса можно составить родословную Василия Федорова Манчары: Семен Борыс Ханчадай — Быттаны Федор Ханчадаев — Егор Василий Федоров Манчары — Вера. Семен Борыс Ханчадай — дед Василия Манчары, бабушка Манчары — Матрена Иванова. Отец Егора Василия Федорова Манчары — Быттаны Ханчадаев, мать Манчары — Моттоя Федорова, вторая жена Быттаны. Сам Василий Федоров Манчары по материалам ревизских сказок 1816 и 1851 гг. проходит как Егор Быттанин (Бытынин) Василий Федоров Манчары. Манчары — это имя, данное отцом при рождении мальчика. Егор — имя, которым нарек его священник при крещении маленького Манчары. Примерно к 1816 г. умирает его отец, поэтому в ревизской сказке того года хозяином семьи Быттаны записывают 9-летнего Егора (по закону тех времен земельный надел выделялся только лицам мужского пола).

            По воле судьбы сын Федора Быттаны Ханчадаева с молодых лет становится на скользкую тропу жизни, которая приводит его к воротам тюрьмы. С конца 20-х годов XIX в. сын Федора Быттаны в следственных документах тех времен проходит как «разбойник Василий Федоров Манчары».

В.Манчаары    Первая постановка драмы Манчаары 1906 г